ssgen ([personal profile] ssgen) wrote2010-07-18 07:32 pm

Иркутск

Иркутск встретил сильным туманом. Говорят, совсем не редкость в это время года.



Прошли пару кварталов, посмотреть на Ангару. Молочная река с кисельными берегами.



Ольга, наш гид по Иркутску. Группа оказалась совсем небольшой - кроме нас, девушка Оля из Санкт-Петербурга и мама с дочкой лет 11, тоже Олей, которая выиграла эту экскурсию в каком-то конкурсе. Девочка - настоящий электровеник, живо напомнила собственного ребёнка в том же возрасте.



Иркутск был основан в 1661 году, то есть на 75 лет раньше Челябинска, первоначально как острог 17x19 метров, с четырьмя оборонительными башнями. Стоял он на берегу Ангары, вот на этом самом месте, где сейчас находится мемориал героям Великой Отечественной (позади него - здание областной администрации, к нему я ещё вернусь).



Через десяток лет на том же месте появляется второй, восьмибашенный острог с длиной стены уже 108 метров. Первое каменное здание строится в 1702-1704 годах - это двухэтажная "приказная изба" с окнами из слюды. Два года спустя, в 1706, появляется второе каменное здание - Спасская церковь (на замену старому деревянному зданию, построенному в 1669). Колокольня, правда, появилась уже лет через пятьдесят. В отличие от нашего Христорождественского собора, эта церковь сохранилась до наших дней. В советские годы здесь были ремонтные мастерские, затем отделение краеведческого музея. Верующим церковь вернули в девяностые.



Интересна также и тем, что расписана не только внутри, но и снаружи. В данный момент наружную роспись только собираются реставрировать, а пока она вот в таком состоянии.



Количество церквей в Иркутске непропорционально велико. До революции их было более пятидесяти, это при населении 80 тысяч. После революции, конечно, все они были закрыты, примерно две трети уничтожено. Но и сейчас, при населении 600 тысяч, 16 действующих церквей и монастырей - тоже многовато, я считаю. Одно из неожиданных следствий этого - отсутствие попрошаек на улицах, все они толкутся у церквей.

Богоявленский собор. Находится совсем недалеко от Спасской церкви (через дорогу). Тоже первоначально был деревянным и сгорел во время пожара 1879 года. Строительство нового здания в стиле барокко было завершено в 1729 году. В настоящее время великолепно восстановлен и действует как храм.



Костёл (построен в 1825). Уцелел, в отличие от нашего. Хотя как храм тоже не используется - в нём находится органный зал филармонии, а приход работает в новом здании на окраине города.



На север-северозапад от мемориала героям идёт сквер и мостик к набережной Ангары.



Иркутск основатиельно и уже не первый год готовится к своему 350-летию, которое ожидается в 2011 году. Об этом говорят не только плакаты и растяжки, попадаются и вполне капитальные свидетельства, как например, спинка на этой скамейке.



Ограждение набережной - место, где отдают дань традиции молодожёны.



Но вернёмся к центру города. Если у нас центром считается площадь Революции, то в Иркутске это площадь Кирова. Сначала она называлась Торговой и целиком была занята торговыми рядами. Потом - Тихвинской, поскольку на месте сталинского здания с башенкой, которое виднеется на заднем плане, находилась Тихвинская церковь, после революции разрушенная. В 1935 году после убийства С.М.Кирова площадь была названа его именем.



Как и у нас, она окружена очень эффектным сталиансом. Это здание областной администрации, построенное на месте разрушенного в советские годы Казанского кафедрального собора. Говорят, это было красивейшее сооружение, вмещавшее одновременно до 5 тысяч верующих. Взорвано в 1930-е годы. Часовенка установлена в память о нём.



Лингвистический университет. Вообще, Иркутск считается городом студентов. Одних только университетов здесь 10, при том что образование стоит дороже, чем в Новосибирске.



Госбанк.



Востсибуголь.



Вот, в общем-то, и всё, центр города этим и ограничивается. Дальше идёт старый город - узкие кривые улочки дореволюционной застройки. Чем-то похоже на старый Петербург. Дома практически сплошь каменные. Дело в том, рассказывает гид, что после сильнейшего пожара 22 июня 1879 года, когда город горел три дня, городские власти решили не ограничиваться полумерами вроде возведения брандмауэров, а просто-напросто запретили строить деревянные дома в центре.



Транспортную проблему городские власти решили очень просто - по всему центру одностороннее движение, машины идут сплошным потоком, лишь слегка притормаживая на пешеходных переходах. Светофоров почти нет, подземных переходов не видел ни одного. Хотя и машин вообще-то меньше, чем у нас - номера с кодом региона 138 пока не выдают.

Иркутск - город с большой дореволюционной историей, и в то же время не так подчёркнуто провинциален, как Челябинск. Уличные таблички часто сопровождаются старыми названиями улиц.



Количество и разнообразие архитектурных форм поражает всякое воображение. Широко представлен модерн начала века.



И классицизм. Эти два стиля, пожалуй, и определяют в основном лицо исторического центра.



Есть даже барокко, которого нет у нас, поскольку этот стиль вышел из моды ещё до того, как Челябинск стал городом. На снимке - дворец детского и юношеского творчества, бывший дом купца Второва.



Изредка попадается конструктивизм.



И сталианс.



И, как водится, ни к селу ни к городу воткнутые безликие коробки.



А от этого здания я просто офигел - неоренессанс! - построено в 1899-1902 годах. До революции здесь был Гранд-отель.



Поглядите, какая лепнина на нём. Кто это, сатир?





Особая тема - деревянный Иркутск. Если каменной застройки много и практически вся она в центре, то деревянной ещё больше, и идёт она в основном по "окраинам центра". Это тоже по большей части дома дореволюционные - покосившиеся и потрескавшиеся одноэтажки и двухэтажки. Полукаменных (каменный низ, деревянный верх) не встретилось ни одного. Мне особенно нравятся двухэтажки, поскольку у нас в городе из таких домов остался всего один (Советская, 9а).



Показательно, что в таких домах не просто обитают конторки, а до сих пор живут люди. Более того - однокомнатная в таком домике стоит около миллиона рублей. Эта цена, впрочем, не слишком велика на фоне стоимости жилья в Иркутске - он занимает почётное второе место по стране; да-да - ниже чем в Москве, но выше, чем в Санкт-Петербурге!

На ночь окна первых этажей закрываются ставнями. Этим как раз занята женщина с ребёнком на следующем снимке. Рассказывает, что снимает здесь квартиру, а окна на ставни запирает, чтобы пьяные и хулиганы не ломились. Мне показалось, что район не слишком благополучен в этом отношении, даром что в центре города.



Попадаются просто настоящие резные шедевры.



И вот ещё одно поразившее меня здание.



Даже специально подошёл поближе посмотреть, из чего сделана плитка. Оказалось - деревянная.



Городские власти до сих пор решают, каким образом надо реставрировать эти старинные дома (у наших реставраторов есть шанс поделиться опытом), а пока специальным постановлением снос старых домов в центре города запрещён. Поэтому не сносят даже вот такие сгоревшие халупы, которые у нас бы уже давно сравняли с землёй.



По той же причине, я так понимаю, и строительство в центре практически не ведётся - новодел возводят, конечно, но только во дворах.



Единственное, чего я здесь не увидел - это столь привычных нам построек из шлакоблока сороковых-пятидесятых годов. Оно и неудивительно, ведь у нас шлакоблок - это побочный продукт металлургии.

Вырос Иркутск на торговле. До революции он был крупным купеческим городом на перепутье торговых маршрутов, где большая часть состояний была сколочена на торговле пушниной. Первые пятилетки его практически не коснулись, никаких более-менее значительных промышленных объектов здесь построено не было. За советские годы, впрочем, промышленность поднялась и худо-бедно снабжала город. Труднее всего пришлось в начале девяностых - это даже привело к спаду численности населения, который продолжался аж до 2009 года. Промышленность до сих пор практически в полном составе лежит на боку - работает всего одно из крупных предприятий, и то благодаря гособоронзаказу. За счёт чего сейчас живёт Иркутск? Насколько я могу судить по ответам иркутян, которым довелось задать этот вопрос - это (1) лес, (2) обслуживание транзита товарооборота с Китаем, (3) байкальская рыба и (4) туризм на Байкал. Туристов здесь любят, это видно хотя бы по вот таким стендам с описанием основных городских достопримечательностей, которые развешены по всему городу.



Системно город, конечно же, не осматривал - слишком мало времени. Поэтому бегло пройдусь по основным достопримечательностям, которые удалось увидеть.

Памятник Александру III. Стоит на набережной, на самом видном месте. Неудивительно, ведь благодаря ему у Иркутска есть Транссиб.



Как уральский житель, сразу же обратил внимание на ограду - оказалось, это не литьё, а ковка. Такая же по всему городу, кстати. Где и кто её здесь делает, выяснить не удалось - вполне возможно, даже не завод, а просто кустарное производство.



Новостройки есть, но совсем немного. Удивительное дело - в городе нет ни одного спального района. Жильё практически не строится - этим, вероятно, и объясняется его высокая стоимость на вторичном рынке.



Управление железной дороги. Над карнизом сверху - барельефы строителей членов тогдашнего политбюро.



Товарищ Сталин.



Знаменский женский монастырь (действующий). В советские годы тоже был закрыт, в нём находились ремонтные мастерские.



Ума не приложу, каким образом уцелел некрополь в монастырском дворе. А там, между прочим, похоронены декабристы.



Памятник адмиралу Колчаку. Вообще говоря, Колчак в Иркутске - весьма популярный персонаж (как вам, например, торговая марка "Квас Адмирал Колчак"?), поскольку именно в этом городе белочехи сдали его большевикам. Памятник открыт в 2004 году и, говорят, вызвал достаточно сильный резонанс. Ну, уж если и в Иркутске это вызывает споры, то даже не знаю, где бы ещё такой памятник мог бы быть установлен.



Синагога Оказалось, совсем не синагога.



Изредка попадаются признаки (призраки?) социализма. Вот это панно произвело впечатление.





Симпатичный синий динозавр на улице Сухэ-Батора.



Из моего любимого жанра - разных забавных фенек городской среды, мало что наснимал (хотя и времени было мало), но вот этот баннер меня просто покорил. На снимке плоховато видно, что написано снизу: "Демонтаж незаконно размещённых объявлений осуществляет Муниципальное Унитарное аварийно-ремонтное предприятие Правобережного округа". Очень мило смотрится на ободранном заборе.



А вот граффити практически отсутствуют. Есть какие-то примитивные наброски, но настоящая роспись, по большому счёту, попалась на глаза всего одна.



1. Иркутск
2. Тальцы, Листвянка
3. Малое море
4. Сарминское ущелье, Танжеранская степь, остров Огой
5. Ольхон

PS. Все фотографии под кат не поместились, поэтому если есть желание, весь альбом можно посмотреть здесь:
http://fotki.yandex.ru/users/ssgen/album/100769/

[identity profile] vedmed1969.livejournal.com 2010-07-18 01:45 pm (UTC)(link)
ух, сильно - можно было б несколько постов сделать :)

Я прикинул, исходя из иркутских соотношений - 30 церквей по всему Челябинску, вернее, в границах его исторического центра (потому что какие церкви на Северо-Западе?), аж в глазах зарябило :)

[identity profile] ssgen.livejournal.com 2010-07-18 01:52 pm (UTC)(link)
Будет ещё несколько, самую красоту - на потом :)
Мда, чтобы добиться такого соотношения, наш органный зал - это только начало ;)

[identity profile] vedmed1969.livejournal.com 2010-07-18 05:22 pm (UTC)(link)
забыл спросить вчера - вы позов отведали?

[identity profile] ssgen.livejournal.com 2010-07-18 05:26 pm (UTC)(link)
Да, ели. Мне не очень понравилось.

[identity profile] vedmed1969.livejournal.com 2010-07-18 05:27 pm (UTC)(link)
их положено под местный бурятский молочный самогон кушать :)

[identity profile] ssgen.livejournal.com 2010-07-18 05:33 pm (UTC)(link)
И сами позы, подозреваю, должны быть домашние, а не из местной забегаловки :)

[identity profile] vedmed1969.livejournal.com 2010-07-18 05:40 pm (UTC)(link)
да, так же как и пельмени с мантами :)

[identity profile] stubb.livejournal.com 2010-07-18 01:50 pm (UTC)(link)
Хороший отчёт! Жду продолжения.

[identity profile] ssgen.livejournal.com 2010-07-18 01:52 pm (UTC)(link)
Спасибо :)

[identity profile] mkrainov.livejournal.com 2010-07-19 05:10 pm (UTC)(link)
Как иркутянин не мог пройти мимо данного поста. Точнее, ошибок в нём.
1. Барельефы на здании управления ВСЖД - не строители, а члены тогдашнего политбюро. Именно поэтому один из них так "похож" на Сталина - это и есть Сталин.
2. Синагога находится в другом здании, а этот дом принадлежал купцу (не еврею, причём), а в начале 20 века использавлся как Управление по строительству КБЖД.
3. Спальных районов в Иркутске дофига и больше. Если ехать на поезде на восток, например, то проезжаешь в течение нескольких километров мимо некоторых их них.

[identity profile] ssgen.livejournal.com 2010-07-19 05:20 pm (UTC)(link)
Спасибо, сейчас исправлю.
Все три пункта записаны со слов на гида. Выходит, дезинформируют туристов? :)

[identity profile] ssgen.livejournal.com 2010-07-19 05:27 pm (UTC)(link)
"...со слов гида" я имел в виду.
Кстати, а что вы называете спальным районом? В моём представлении это не 10 домов, а микрорайон в 10-20 кварталов.

[identity profile] mkrainov.livejournal.com 2010-07-20 01:35 pm (UTC)(link)
Гида зажигают. У нас в большинстве микрорайонов планировка такая, что кварталов обычно нет. Но в каждом из трёх микрорайонов вдоль железной дороги более 100 домов. Плюс есть ещё такая часть города как Новоленино - это несколько микрорайонов с общим населением свыше 50 тысяч человек - это тоже спальная часть города. Находится в районе ст. Иркутск-Сортировочный (не со стороны Ангары) и имеет длину около 6 км. И ещё есть 3 микрорайона больше 100 домов, разбросанных по окраинам.

[identity profile] mkrainov.livejournal.com 2010-07-20 01:40 pm (UTC)(link)
Гиды зажигают. У нас в большинстве микрорайонов планировка такая, что кварталов обычно нет. Но в каждом из трёх микрорайонов вдоль железной дороги более 100 домов. Плюс есть ещё такая часть города как Новоленино - это несколько микрорайонов с общим населением свыше 50 тысяч человек - это тоже спальная часть города. Находится в районе ст. Иркутск-Сортировочный (не со стороны Ангары) и имеет длину около 6 км. И ещё есть 3 микрорайона больше 100 домов, разбросанных по окраинам.

[identity profile] ssgen.livejournal.com 2010-07-20 01:49 pm (UTC)(link)
Угу, вижу. Ну, наверное, она не сочла это за Иркутск.

[identity profile] mkrainov.livejournal.com 2010-07-20 02:02 pm (UTC)(link)
Гиды зажигают. У нас в большинстве микрорайонов планировка такая, что кварталов обычно нет. Но в каждом из трёх микрорайонов вдоль железной дороги более 100 домов. Плюс есть ещё такая часть города как Новоленино - это несколько микрорайонов с общим населением свыше 50 тысяч человек - это тоже спальная часть города. Находится в районе ст. Иркутск-Сортировочный (не со стороны Ангары) и имеет длину около 6 км. И ещё есть 3 микрорайона больше 100 домов, разбросанных по окраинам.

[identity profile] mkrainov.livejournal.com 2010-07-20 02:07 pm (UTC)(link)
Гиды зажигают.

Re: Отчитываюсь об отпуске, ездил на Байкал

[identity profile] mkrainov.livejournal.com 2010-07-20 02:10 pm (UTC)(link)
Гиды жгут.

[identity profile] periskop.livejournal.com 2010-07-20 08:56 pm (UTC)(link)
Так зажигают гиды или жгут? :)

Re: Отчитываюсь об отпуске, ездил на Байкал

[identity profile] mkrainov.livejournal.com 2010-07-20 02:12 pm (UTC)(link)
В большинстве иркутских микрорайонов планировка такова, что в них нет кварталов как таковых. Но есть 5 микрорайонов, в каждом из которых свыше 100 домов. И ещё сборище микрорайонов Новоленино, где проживает свыше 50 тысяч человек.

[identity profile] kluchaar.livejournal.com 2010-07-20 03:10 am (UTC)(link)
Удивительно красивый город. А отсутствие "спальников" вообще замечательно ( но люди, видимо, думают иначе)

Re: Отчитываюсь об отпуске, ездил на Байкал

[identity profile] mkrainov.livejournal.com 2010-07-20 02:13 pm (UTC)(link)
Про "отсутствие" спальников см. мой коммент выше.

[identity profile] argentinka07.livejournal.com 2010-08-08 03:06 pm (UTC)(link)
спасибо за пост, ыа из Ангарска, и уцхилас- ж Иркутске, как раз в лингвистическом университете, и совсем недавно (в мае) побывала на родине, а после этого поста как буд-то второй раз съездила, такое все родное.

[identity profile] ssgen.livejournal.com 2010-08-08 03:07 pm (UTC)(link)
На здоровье :)

[identity profile] andrysha78.livejournal.com 2010-11-15 10:17 am (UTC)(link)
Какой красивый и уютный город ! Великолепно !

вязание спицами и крючком

(Anonymous) 2011-05-01 06:33 am (UTC)(link)
Vishivka-krestikom крючком, а также вышиваю картины интерфейс, доступный и новичку. Гороскопы - совм­ести­мост­ь: он -стрелец, она - козерог комментарий от ольги: вяжу на заказ крючком удив­ител­ьное имя у вашего мужа узнай его имя бесплато - онлайн-тест имя мужа - разр­абот­ан учёными. Мифепрекс, пенкрофтон и другие препараты на основе мифепристона для медикаментозного аборта самый модных платьев.
[URL=http://klubok.samavjazu.ru/vyazanie-sumok-spicami.html]Вязание сумок спицами[/URL]

вязание спицами и крючком

(Anonymous) 2011-05-01 11:18 pm (UTC)(link)
Vishivka-krestikom крючком, а также вышиваю картины интерфейс, доступный и новичку. Гороскопы - совм­ести­мост­ь: он -стрелец, она - козерог комментарий от ольги: вяжу на заказ крючком удив­ител­ьное имя у вашего мужа узнай его имя бесплато - онлайн-тест имя мужа - разр­абот­ан учёными. Мифепрекс, пенкрофтон и другие препараты на основе мифепристона для медикаментозного аборта самый модных платьев.
[URL=http://klubok.samavjazu.ru/vyazanie-spicami-modeli-sviterov.html]Вязание спицами модели свитеров[/URL]

[identity profile] standru.livejournal.com 2013-06-12 06:22 pm (UTC)(link)
Памятник Александру III. Стоит на набережной, на самом видном месте. Неудивительно, ведь благодаря ему у Иркутска есть Транссиб

Кстати, восстановили его совсем недавно - в 2003-м году. До этого, с 1964-го года, на постаменте стоял высокий пирамидальный шпиль, носивший полуофициальное название "Памятник первопроходцам Сибири". В народе шпиль прозвали "мечта импотента", но это не значит, что монумент не пользовался народной любовью: в качестве маленькой детали, возле него, например, назначались свидания (сам назначал, пока жил в Иркутске). Вот тут (http://ru-monument.livejournal.com/269601.html) немного про это есть.

(Anonymous) 2013-11-29 10:16 pm (UTC)(link)
В любом случае это очень теплый пост об Иркутске. Обычно пишут только, что грязно и страшно. Спасибо вам.